режим работы клиник: пн-сб: 8.00 до 21.00, вс: 9.00-21.00

Что такое бихевиоризм, кто основатель

Бихевиоризм в психологии — это направление, абсолютно отрицающее существование сознания в качестве самостоятельного явления. В данном направлении сознание приравнивается к поведенческим реакциям человека на действие внешних раздражителей. Если отбросить в сторону психологические термины, то можно сказать о том, что данное направление соотносит эмоции и мысли человека с двигательными рефлексами, что вырабатываются благодаря жизненному опыту. В начале двадцатого столетия, появление данной теории произвело настоящую революцию в научном мире. В данной статье мы рассмотрим основные положения этого учения, его достоинства и недостатки.

image
Бихевиоризм в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека

Содержание

Что такое бихевиоризм

Бихевиоризм – одно из психологических направлений, основывающееся на изучении поведенческой модели людей и представителей животного мира. Термин «бихевиоризм» в буквальном переводе с английского означает «поведение». Данное революционное направление значительно изменило саму суть американской области психологии. Сторонники бихевиоризма считают, что сегодняшнее понимание человеческой психики — полностью неверно.

Основоположником бихевиоризма является американский психолог Джон Бродес Уотсон. В основу своей практики он заложил идею о том, что психологическая наука изучает не человеческое сознание, а поведенческую модель. В конце девятнадцатого столетия, эти понятия рассматривались как равные друг другу. На основе этого факта возникла теория, что устранение сознания приравнивается к устранению психики.

Данное ответвление психологии изучает связь между влиянием внешних раздражителей и поведенческими реакциями.

В данной науке, важное значение уделяется различным стимулам. Стимул – любое проявление внешнего воздействия на индивида. В это понятие входят реакции человека, которые могут быть выражены в виде эмоций и идей в ответ на действие окружающих. Факт наличия субъективных переживаний не отрицается, но имеет определенную степень зависимости от воздействия внешних сил.

Следует обратить внимание на то, что когнитивная ветвь психологии, частично опровергает догмы бихевиоризма. Несмотря на это, многие аспекты этого направления используются в современном мире, в отдельных психотерапевтических методах.

Причины возникновения теории

В конце девятнадцатого столетия, основным методом изучения человеческой психики, являлась интроспекция. Бихевиоризм – являлся революционным направлением, который ставил под сомнение все традиционные теории о психике человека. Первопричиной возникновения бихевиоризма стал недостаток документально подтвержденных фактов, являющихся основой интроспекции.

Задача Бихевиоризма – исследование поведенческих реакций, как часть истинного феномена психики. Основоположник этой теории говорил о том, что человек появляется на свет абсолютно «чистым» и подвергал сомнению, факт существования мыслящей субстанции. Опровергая общепринятую концепцию, Уотсон Джон говорил о том, что возникновение разных реакций связано с воздействием из внешнего мира. Из-за того, что реакцию и стимул можно измерить, данное направление быстро получило высокое распространение в научных кругах.

По мнению создателя теории, правильный подход к изучению поведенческих реакций, позволяет получить возможность не только предугадать поведение человека, но и получить полный контроль над подобными реакциями. Для того чтобы это сделать, следует подвергнуть изменениям окружающую действительность конкретного индивида.

image
Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды

Важность исследований академика Павлова

Что такое бихевиоризм? Рассматривая данный вопрос, следует упомянуть, что основные идеи этого направления берут свое начало в исследованиях академика Павлова. Иван Петрович Павлов проводил исследования, в результате которых было установлено, что безусловные рефлексы живых существ определяют их модель поведения. С помощью внешнего влияния, имеется возможность создавать новые условные рефлексы, что дает возможность управлять моделью поведения.

Джон Уотсон в собственных опытах, ставил различные эксперименты на новорожденных детях. Эти исследования помогли обнаружить наличие у младенцев трех инстинктивных реакций. К ним относятся:

  • проявление любви;
  • проявление страха;
  • проявление гнева.

Основываясь на этом, ученый пришел к выводу, что остальные рефлексы являются прямым продолжением первичных. Однако, сам процесс формирования этих рефлексов так и не был выявлен. Так как подобные эксперименты не приветствуются в научных кругах, основатель бихевиоризма не получил должной поддержки от окружающих.

Опыты Эдварда Торндайка

В основу бихевиоризма вошли многие научные исследования из разных направлений психологии. Эдвард Торндайк, основоположник теории об оперантном поведении, что складывается на почве ошибок и проб, внес значимый вклад в развитие рассматриваемого направления. Важно отметить тот факт, что этот исследователь не относил себя к бихевиористам. В большинстве своих экспериментах, он использовал голубей и белых крыс.

Британский философ Томас Гоббс утверждал, что ассоциативные реакции являются основной базой интеллекта. Герберт Спенсер говорил о том, что интеллектуальное развитие животного отвечает за уровень приспособляемости к измененным условиям обитания. Опыты Эдварда Торндайка позволили выявить, что природа интеллекта может быть определена без прямого взаимодействия с сознанием. По его мнению, между движениями и идеями нет никакой связи. Главная связь осуществляется лишь между движениями и ситуациями.

В отличие от идей Уотсона, основывающихся на том, что внешние импульсы заставляют человека совершать различные движения, основой учения Торндайка является идея, что все поведенческие реакции человека взаимосвязаны с проблемными ситуациями, что заставляют создавать новую поведенческую модель. По словам Эдварда, связь между понятиями «реакция» и «ситуация» объяснялась следующей формулой. Проблемная ситуация – является своеобразной отправной точкой, в ответ на которую организм противостоит ей, как единое целое. Это заставляет его искать наиболее подходящую поведенческую реакцию, что приводит к появлению новой модели поведения.

Данная теория стала отправной точкой для развития бихевиоризма. Следует отметить, что в исследованиях Торндайка, использовались те понятия, что позже были полностью вычеркнуты из нового направления психологии. Идея Эдварда заключалась в том, что основой поведения является чувство дискомфорта и удовольствия. А в бихевиоризме, запрещается само обращение к чувствам и физиологическим факторам.

image
Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения

Основные положения

Бихевиоризм, как научное направление основывается на нескольких положениях, выдвинутых автором идеи об отрицании существования сознания, как самостоятельного явления. Данное направление изучает поведенческие реакции и модели всех существ, населяющих нашу планету. Задачей бихевиоризма является исследование подобных проявлений при помощи наблюдения.

По мнению приверженцев этого направления, все психические и физиологические аспекты, связанные с человеческим существованием, тесно взаимосвязаны с поведением. Само поведение рассматривается в качестве совокупности двигательных реакций с воздействием внешних раздражителей, что обозначаются, как стимул. Основываясь на этих наблюдениях и зная природу внешнего воздействия, исследователь получает возможность предсказать поведение человека. В задачу бихевиоризма входит обучение верным предсказаниям человеческих действий. Обладая этим навыком, человек получает возможность контроля поведения окружающих.

В основу данной практики легла идея, что все двигательные реакции можно разделить на две группы:

  1. Условные рефлексы, имеющие приобретенный характер.
  2. Безусловные рефлексы, передающиеся по наследственной линии.

Таким образом, поведение человека является результатом процесса обучения, при котором поведенческая реакция при помощи постоянного повторения, становится автоматической. Во время процесса преобразования, реакции закрепляются в памяти, для того, чтобы впоследствии воспроизводится автоматически. Основываясь на этом факте, было выдвинуто предположение, что за формирование навыков — отвечают условные рефлексы. По мнению Уотсона, мышление и речь относятся к навыкам, а память – механизм, отвечающий за удержание полученных навыков.

Психические реакции развиваются на протяжении всей человеческой жизни, и в определенной доле зависят от окружающего мира. Социальное окружение, экология, жизненные условия и многие другие факторы оказывают влияние на развитие человека. Также, по мнению ученого, не существует определенных периодов, оказывающих влияние на развитие психики. Уотсон говорил, что закономерности в вопросе становления психики ребенка в разные возрастные периоды — отсутствуют. А проявление эмоций следует понимать, как реакцию всего организма на воздействие внешних раздражителей, имеющих негативный или позитивный окрас.

image
Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение

Достоинства и недостатки теории

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое, как и все известные практики имеет свои недостатки и достоинства. В начале двадцатого столетия, данное направление считалось прогрессивным и революционным. Но современные ученые опровергли все постулаты этого учения. Давайте ознакомимся более подробно с плюсами и минусами бихевиоризма.

Задачей рассматриваемого направления является изучение поведенческой модели человека. Для двадцатого века, подобный подход к психологии являлся прогрессивным, поскольку ученые того времени изучали человеческое сознание, отрывая его от окружающего мира. Недостатком этого учения является то, что бихевиоризм рассматривает ситуацию лишь с одной точки зрения, игнорируя тот факт, что человеческое сознание является самостоятельным явлением.

Благодаря последователям этого направления, остро встал вопрос, связанный с объективным изучением человеческой психологии. Недостатком метода являлось лишь то, что поведение живых существ рассматривалось лишь в аспекте внешних проявлений. Те процессы, что не лежали на поверхности, попросту игнорировались исследователями. По мнению сторонников теории, человеческое поведение можно корректировать, основываясь на практических нуждах исследователя. Но механический подход к вопросу поведенческих реакций сводил все к простому сочетанию примитивных реакций. При этом сама сущность индивида полностью игнорировалась.

Представители данного направления сделали лабораторные опыты своеобразным фундаментом для психологического направления, введя в практику проведение различных экспериментов. Важно обратить внимание на то, что учеными не учитывалась разница между поведением животного и человека. Также во время исследования механизма создания условных рефлексов, были не учтены важные факторы. К таким факторам относятся: социальное окружение, психический образ и мотивация, которые являются основой реализации личности.

image
Если говорить простым языком, то теория заключается в том, что все чувства и мысли человека сводятся к его двигательным рефлексам, которые вырабатываются на протяжении жизни

Последователи Джона Уотсона

Джон Уотсон, являющийся отцом-основателем бихевиористического учения, создал лишь основу для этого направления. Но только благодаря его последователям, данное направление получило столь массовое распространение. Многие представители данного ответвления психологии проводили довольно интересные эксперименты.

Уильям Хантер, в тысяча девятьсот четырнадцатом году, выявил наличие отсроченных поведенческих реакций. Во время своего опыта он демонстрировал обезьяне два ящика, в одном из которых находился банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а по прошествии нескольких секунд снимал её. После этого обезьяна безошибочно находила тот ящик, где был расположен банан. Данный опыт стал доказательством того, что животные обладают способностью проявлять как непосредственную, так и отсроченную реакцию на внешние раздражители.

Карл Лешли, в своих экспериментах занимался выработкой у животных определенных навыков. После того как рефлекс был закреплен, животному удалялись определенные мозговые центры, для того, чтобы найти связь между ними и выработанными рефлексами. Данный эксперимент помог определить, что каждый мозговой отдел может с успехом заменить другой, поскольку является равноценным.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации