Школьная дезадаптация – характеризуется расстройством процедуры адаптации ребенка к измененным условиям, что выражается я в виде проблем в усвоении знаний и искажения межличностных связей с преподавателями и одноклассниками. В большинстве случаев, данный феномен наблюдается у учеников младших классов, однако под влиянием внешних негативных факторов, признаки дезадаптации могут возникнуть в более взрослом возрасте. В данной статье мы предлагаем ознакомиться с феноменом школьной дезадаптации более подробно.
Содержание
Что такое дезадаптация
Рассматриваемый феномен проявляется в виде нарушения навыка приспосабливаемости к требованиям общества. В конкретном случае, подразумеваются проблемы, связанные с выполнением требований, установленных учебным заведением. Причины возникновения данной проблемы связаны с влиянием патологических факторов. Основываясь на этом утверждении можно сказать, что феномен дезадаптации входит в ряд медико-биологических нарушений. Из этого следует что, дезадаптация является одновременно заболеванием психики, расстройством поведенческой модели и развития ребенка. Это означает, что данный феномен является свидетельством сбоев в работе организма и личностном росте.
Для того чтобы определить степень интеллектуального развития ребенка, используются специальные тесты, которые проводятся в обязательном порядке перед поступлением в учебное заведение. Во время перехода с одного уровня обучения на другой, от ребенка требуется доказательство способности правильно воспринимать учебную программу.
Важно обратить внимание на то, что состояние ребенка, не справляющегося с учебной программой, может быть ухудшено отношением педагогов. Довольно часто таких детей направляют на психологическое обследование, что обуславливает появление своеобразных «ярлыков». Педагоги начинают использовать термины «истерик» или «психопат» дабы оправдать свою неосведомленность и беспомощность в вопросе обучения «трудных учеников». Следовательно, школьник не получает психотерапевтической поддержки и общественной помощи, что могла бы исправить создавшуюся ситуацию. Говоря о том, что такое дезадаптация личности, важно упомянуть, что клинические проявления расстройств психики широко распространены среди подростков.
По мнению исследователей данного вопроса, около двадцати процентов учащихся, нуждаются в психологической поддержке.
Факторы, провоцирующие развитие дезадаптации
По мнению психологов, существует несколько значимых причин, имеющих важную роль в формировании расстройства адаптации. Давайте рассмотрим обстоятельства, что провоцируют различные нарушения в поведенческой модели учащихся младших и старших классов:
- Слабый уровень подготовки малыша к незнакомым условиям – в эту группу входят такие факторы, как слабая развитость определенных умений и низкий запас знаний, что приводит к трудностям восприятия поставленных задач.
- Сложности, имеющие связь с управлением поведенческой моделью – неусидчивым детям довольно сложно в течение сорока пяти минут сидеть на одном месте, не говоря ни слова.
- Проблемы, связанные со скоростью школьной программы.
- Социально-психологические факторы, проявляющиеся в виде неспособности построить правильную связь с учителями или одноклассниками.
- Низкая степень развитости функциональных навыков и психических процессов.
Проблемы, связанные с уровнем приспособления к школе, могут быть вызваны дополнительными факторами, имеющими определенную степень влияния на поведенческую модель ребенка. Одним из таких факторов является психологический микроклимат внутри семьи ребенка. Некоторым родителям свойственно чрезмерное проявление эмоций, вызванных неудачами ребенка.
Проявление подобных реакций оставляет негативный отпечаток на не полностью сформировавшейся психике ребенка. Результатом подобной травмы является стеснение собственных проблем и страх, разочаровать отца или мать своей плохой успеваемостью. Таким образом, в сознании малыша появляются негативные установки, связанные со школой, что становится одной из причин возникновения дезадаптации.
Помимо этого, не стоит забывать и о педагогах, которые оказывают определенную степень влияния на детей. Неправильный подход к созданию программы обучения, может стать причиной недопонимания самого процесса, и стать причиной отрицательного поведения учащихся.
Социальная дезадаптация – это актуальная проблема, берущая свое начало в детские годы. В пубертатный период, многие дети начинают пытаться демонстрировать свою индивидуальность, при помощи изменения внешнего облика и использования экстравагантной одежды. Негативная реакция педагогов на подобную форму самовыражения, может стать причиной ответной отрицательной реакции. Именно протест против непонимания, может привести к возникновению первых признаков дезадаптации.
Также следует учитывать, что многие дети находятся под сильным влиянием своих ровесников. Этот фактор проявляется особо ярко в пубертатном возрасте. По мнению психологов, подростки относятся к особой группе личностей, что обладают излишней впечатлительностью. Так как дети этого возраста предпочитают общение в небольших компаниях, мнение друзей становится одним из авторитетных. Если большинство детей, входящих в компанию, решат выразить протест процессу получения знаний, существует высокая вероятность присоединения ребенка к этому протесту. Данная ситуация чаще всего наблюдается среди лиц, придерживающихся конформизма.
Знание причин подобного поведения позволяет своевременно выявить наличие проблемы и устранить её. Дети младшего школьного возраста часто говорят своим родителям о неимении желания посетить уроки. В этот момент наблюдается снижение трудоспособности и отрицательное отношение к педагогическому составу. Также следует обратить внимание, что феномен дезадаптации может не отразиться на уровне освоении знаний или на поведенческой модели. В этой ситуации, выраженность проблемы может иметь характер психогенных расстройств либо субъективных переживаний. Таким образом, реакция на стрессовые факторы может выражаться в виде многократных перепадов настроения, беспричинной агрессивности, конфликтности, негативизма и потери интереса к приобретению важных навыков.
Также следует учитывать некоторые свойства в процессе образования детей, относящихся к младшей возрастной группе. Такие ученики легче справляются с предметной частью школьной программы. Лишь благодаря опыту и знаниям педагога, процесс приобретения социальных навыков становится более успешным. Мотивационно-потребностная часть образовательного процесса усваивается в скрытой форме. Ребенок постепенно осваивает правила социальной поведенческой модели. Несмотря на усвоение этих знаний, дети остаются зависимыми от взрослых, поскольку не умеют правильно использовать полученные навыки.
Отставание от одноклассников и трудности в освоении учебного материала появляются при нарушении процесса формирования определенных навыков. Помимо этого, трудности, связанные с использованием приемов для освоения сложного материала, становятся причиной отсутствия необходимого результата.
По мнению исследователей, ученики первого класса часто демонстрируют свое негативное отношение к процессу обучения. В этом случае оно приобретает дошкольный характер. Это означает, что на первый план выходят внешние обстоятельства, связанные с психологической обстановкой, а не сама учебная деятельность. Эта форма школьной дезадаптации возникает на почве невнимательного отношения родителей к собственному ребенку. Неготовность к обучению проявляется в виде отсутствия дисциплины, при учете того факта, что ребенок может демонстрировать высокие познавательные способности.
Также существует вид дезадаптации, проявляющийся в виде отсутствия умения контролировать собственное поведение и степень концентрации внимания. Недостаток приспосабливаемости к измененным условиям и проблемы с принятием новых правил, свидетельствуют о неправильном подходе к воспитательному процессу. В данном случае, увеличивается вероятность обострения определенных особенностей психики. Среди них следует выделить повышенное психомоторное возбуждение, которое оказывает негативное влияние на уровень концентрации и провоцирует возникновение эмоциональной лабильности.
Неправильный подход к воспитательному процессу может привести к полному отсутствию границ, которые должны стать инструментами контроля поведения ребенка. Таким образом, контролировать поведение малыша можно только при помощи внешнего воздействия. Чаще всего подобные семьи, предоставляют своим детям полную свободу, что превращается в безнадзорность. Своеобразный «культ ребенка» подразумевает отсутствие ограничения свободы и вседозволенность.
Значительно реже, школьная дезадаптация детей является признаком неумения подстраиваться под изменения жизненного ритма. Такая форма нарушений наблюдается у малышей с ослабленной иммунной системой и наличием задержек в физическом развитии. Нарушения в работе нервной системы в сочетании с дисфункцией анализаторов приводят к возникновению трудностей в процессе обучения. Чаще всего эта форма дезадаптации возникает на почве неправильного отношения к потребностям и особенностям личности малыша.
Типы дезадаптации
Дезадаптация в психологии – это один из видов состояния психики, характеризующийся несоответствием психосоциального статуса новой роли в обществе. Перед тем как говорить о формах школьной дезадаптации, следует упомянуть о наличии нескольких критериев. К таким критериям относятся расстройства, связанные с негативным восприятием процесса обучения, педагогов или одноклассников.
Трудности в освоении школьной программы, что соответствует возрастной категории и навыкам школьника, проявляются в виде хронической неуспеваемости, дефицита знаний и второгодничества. У детей этой категории отсутствуют многие навыки, характерные для их возрастной группы. Также следует упомянуть о возможных эпизодических поведенческих нарушениях, которые не поддаются коррекции. К такой модели поведения относятся акты вандализма, пренебрежение нормами, установленными в стенах образовательного учреждения и демонстративное противопоставление собственной личности в отношении окружающих.
Патогенную дезадаптацию можно охарактеризовать, как проявление дисфункции нервной системы, а также как сбои в работе анализаторов. Появление различных фобий и других проблем, связанных с восприятием, может быть проявлением заболеваний головного мозга. При психосоциальной форме дезадаптации, связанной с индивидуальными особенностями личности, дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов.
Существует пять главных видов школьной дезадаптации, которые проявляются в виде следующих признаков:
- Первая форма – когнитивные нарушения, проявляющиеся в виде трудностей в освоении школьной программы, соответствующей возрасту и способностям ребенка.
- Вторая форма – эмоционально-оценочная дезадаптация, имеющая взаимосвязь с длительными эмоционально-личностными нарушениями. В этом случае, школьник проявляет негативное отношение как к школе, так и к отдельным урокам. Данное состояние часто сопровождается повышением тревоги, вызванной школьными проблемами.
- Третья форма – поведенческая, характеризуется как постоянное нарушение правил, установленных в конкретном образовательном учреждении. Данный вид дезадаптации проявляется в виде агрессивности, конфликтности и пассивно-отказных реакций.
- Четвертая форма – соматическая, имеющая связь с наличием патологий в процессе физического и психического развития.
- Пятая форма – коммуникативная, выражается в виде трудностей в построении контактов с одноклассниками и педагогами.