Содержание
Умственная отсталость, характеризуется как задержка или частичное интеллектуальное развитие. Диагностировать патологию можно в возрасте трех лет. Гораздо реже признаки заболевания формируются у детей, достигших младшего школьного возраста. Давайте разберем причины и признаки умственной отсталости у детей.
Содержание
Факторы риска
Специалисты говорят о том, что существует несколько десятков различных причин, которые могут оказать влияние на развитие интеллекта. Механизм запуска патологии до конца не изучен, что оставляет многие вопросы без ответа. Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие, подразделяются на две категории: внутренние (эндогенная группа) и внешние (экзогенная группа). В большинстве случаев, влияние этих факторов имеет наивысшую степень в период внутриутробного развития. Чуть реже, встречаются патологии, вызванные негативным влиянием различных факторов в первые годы жизни. Ученые отмечают, что существуют определенные раздражители, способные спровоцировать нарушения развития в возрасте шести лет.
Давайте рассмотрим, самые распространенные причины умственной отсталости:
- Острая интоксикация в период вынашивания плода. Болезненные состояния, вызванные негативным влиянием отравляющих веществ, могут стать причиной нарушений в обменном процессе. Интоксикация может быть вызвана длительным употреблением фармакологических средств, алкоголя и наркотиков. Их негативное воздействие часто провоцирует различные нарушения в период внутриутробного развития.
- Негативное влияние инфекционных агентов. На протяжении всей беременности, организм женщины становится более подвержен различным заболеваниям. Банальный грипп или ОРВИ могут оказать отрицательное воздействие как на организм матери, так и развитие плода.
- Дистрофия. Нарушение обмена веществ, что затрагивает многие внутренние органы и системы, часто приводит к серьезным изменениям в организме. Дистрофия, часто сопровождается дисфункцией печени, почек и органов пищеварительной системы.
- Травмы различного характера. Ушибы, удары и другое внешнее воздействие может привести к травматическому поражению плода, которое может вызвать умственную отсталость. Наиболее частой причиной умственной отсталости является сдавливание головы ребенка, во время появления на свет.
Говоря об эндогенной группе факторов, следует упомянуть о важном значении наследственности. По мнению специалистов, недоразвитость психики тесно взаимосвязана с генетическими нарушениями. Хромосомные заболевания и несовместимость крови матери и ребенка – являются одними из самых распространенных факторов риска. Врачи отмечают, что у детей с диагнозом болезнь Дауна, генетический код состоит из сорока семи хромосом. У людей с полностью здоровой психикой этот код состоит из сорока шести элементов. Также следует отметить, что развитие легкой формы умственной отсталости может быть связано с воспалительными заболеваниями головного мозга, перенесенными в детском возрасте.
Отдельно следует упомянуть о нарушении белкового обмена. Фенилкетонурия, являющаяся одной из самых сложных форм рассматриваемой болезни, тесно взаимосвязана с подобными нарушениями. Важная роль в развитии детского интеллекта отведена таким критериям, как вредные привычки родителей (употребление наркотиков или алкоголя), радиационный фон и экологическая обстановка. Немаловажную роль имеют и материальные условия для жизнедеятельности. Недостаток полезных элементов, которые ребенок получает из материнского молока, могут привести к нарушению не только психического, но и физического развития.
Клиническая картина
Основным признаком недоразвитости психики является низкий уровень интеллекта. Рассматриваемая патология подразделяется на три степени тяжести, которые характеризуются уровнем интеллектуальных способностей.
Легкая форма патологии, именуемая дебильностью, диагностируется в том случае, когда показатель IQ варьируется от шестидесяти девяти до пятидесяти баллов. Что такое умственная отсталость легкой степени? Специалисты говорят о том, что дети с этим диагнозом, своим внешним видом ничем не отличаются от здоровых сверстников. Нарушения интеллектуальной деятельности проявляются в виде сложности в освоении различных навыков. Трудности, связанные с быстрым переключением внимания, и сниженная концентрация, являются основными симптомами болезни. Важно отметить, что, несмотря на низкий уровень интеллекта, такие дети обладают феноменальной памятью.
Дети с диагнозом дебильность, находятся в зависимости от своего близкого окружения. Проблемы с построением коммуникативных связей и отсутствие способности распознавать эмоции, приводят к появлению замкнутости. В редких случаях, такие дети, в попытках привлечь к себе внимание сверстников, совершают различные нелепые поступки. Следует упомянуть о том, что дети, относящиеся к данной группе, понимают свою «особенность» и стараются скрыть наличие болезни.
Средняя степень умственной отсталости обозначается при помощи термина «имбецильность». При этом заболевании, уровень интеллектуального развития составляет от тридцати пяти до сорока девяти баллов. Дети, относящиеся к этой категории, испытывают трудности в освоении базовых навыков, включая чтение, простой счет и письменную грамотность. Они обладают способностью видеть отличия между похвалой и наказанием, испытывают привязанность и при должном подходе к воспитательному процессу осваивают элементарные навыки самообслуживания. Несмотря на все вышеперечисленное, люди с диагнозом имбецильность нуждаются в пожизненном контроле и уходе от своих близких.
Тяжелая степень патологии, именуемая идиотией, диагностируется в том случае, когда коэффициент интеллекта составляет ниже тридцати четырех баллов. Дети с этим диагнозом практически не обучаемы. Характерными признаками заболевания являются отсутствие речи и хаотичные движения конечностей. Эти симптомы дополняются отсутствием эмоциональных проявлений собственных ощущений. Из-за необходимости постоянного надзора и контроля, большинство пациентов находится на содержании в специализированных клиниках.
Важно обратить внимание на то, что тест IQ один из важных диагностических инструментов, который используется только в сочетании с другими методами диагностики. Существуют ситуации, в которых люди, имеющие низкий уровень интеллекта, не обладают признаками тяжелой степени умственной отсталости.
Рассматривая вопрос, как проявляется умственная отсталость у детей, симптомы и признаки, давайте уделим особое внимание специфическим проявлениям олигофрении:
- проблемы с социальной адаптацией и усвоением базовых навыков;
- трудности, связанные с соблюдением четко установленного распорядка дня;
- быстрая утомляемость, снижение работоспособности и неусидчивость;
- плохое поведение;
- приступы мигрени, судорожные припадки и частичный паралич конечностей.
Проведение диагностических мероприятий
Диагноз УО ставится на основе тестов, измеряющих степень интеллектуальной развитости. По словам специалистов, существует множество гарантированных методов распознавания патологии в раннем возрасте. Когда развитие болезни связано с генетическими нарушениями, определить патологию можно в период внутриутробного развития. Для этой цели используется скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке беременности. Проведение подобных мероприятий позволяет матери сделать выбор между прерыванием и сохранением беременности.
В том случае, когда умственная отсталость возникает на фоне нарушений в развитии различных систем, диагностировать болезнь гораздо сложнее. Одним из ярких примеров в этой группе, является болезнь фенилкенутрия. Особенность этой патологии – полное отсутствие признаков нарушений в формировании психики во время внутриутробного развития или в первые несколько недель после появления на свет. Болезнь проявляется в первые месяцы жизни новорожденного в виде различных пятен на коже, частых приступов рвоты, вялости и повышенной потливости. Следует обратить внимание на то, что пот младенца обладает резким специфическим запахом. По мнению врачей, своевременное терапевтическое вмешательство позволяет сохранить интеллект у ребенка.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о важности регулярного прохождения медицинского обследования в первые месяцы жизни ребенка. При наличии подозрений на нарушения в сфере умственной деятельности, следует обратиться к неврологу. Снятие энцефалограмы, изучение анализов крови и мочи – позволяет своевременно определить формирование патологии. В ситуации с детьми школьного возраста, вышеперечисленные мероприятия дополняются проведением консультации с детским психоневрологом.
В определенных случаях, определить причину нарушения формирования психики можно только при помощи детального анализа ДНК.
Методы терапии
Основной составляющей комплексного лечения умственной отсталости является использование препаратов, оказывающих положительное воздействие на работу головного мозга. Следует обратить внимание, что выбор конкретного средства определяется на основе степени тяжести патологии и её выраженности. Чаще всего, для коррекции интеллектуального развития применяются лекарства, содержащие в себе гормональные компоненты и йод. Помимо них, используются «Аминолон» и «Пирацетам», которые входят в группу ноотропных средств. Медикаменты из этой лекарственной группы нормализуют трофику тканей и улучшают обменные процессы в области головного мозга.
При диагнозе фенилкетонурия, больному назначается строгая диета, включающая в себя продукты с повышенным содержанием полезных микроэлементов. Витамины из группы «В» в сочетании с аминокислотами позволяют закрепить результат и улучшить мозговую активность. Использовать подобные препараты самостоятельно — строго запрещено, поскольку неправильный выбор лекарств и дозировки может лишь усугубить течение болезни.
В случае с неадекватным поведением, которое вызвано болезнью, применяются лекарства из категории нейролептиков и транквилизаторов. Для того чтобы достичь стойкого результата в лечении патологии, терапевтического воздействие должно быть комплексным. Оно заключается в использовании различных фармакологических средств в сочетании с индивидуальным подходом к вопросу обучения. Для того чтобы снизить риск различных проблем в вопросе социальной адаптации, в воспитании ребенка должны принимать участие логопеды и специалисты из области психологии.
Социальная реабилитация имеет первостепенную важность в терапии умственной отсталости. Специальные учебные заведения используют специфически адаптированную методику обучения. Благодаря определению ребенка в такие заведения, он сможет освоить базовые навыки различных несложных профессий.
Умственно-отсталый ребенок нуждается в постоянной заботе своих родителей. Своевременное врачебное вмешательство позволяет не только добиться стойкого результата, но и нормализовать дальнейшую жизнь. Большинство людей, с диагнозом легкая форма умственной отсталости, успешно реализуются в обществе, создавая собственные семьи и добиваясь различных карьерных успехов. В случае со средней и тяжелой формой патологии, больные нуждаются в постоянном медицинском уходе, который направлен на контроль над состоянием здоровья.
Профилактические мероприятия
Важность профилактических мероприятий рассматриваемого заболевания — первостепенна. Молодым парам, находящимся на этапе планирования беременности, рекомендуется отнестись к этому вопросу с должным вниманием. Прохождение полного диагностического обследования позволяет снизить степень развития умственной отсталости у детей, спровоцированной генетическими, инфекционными или хроническими заболеваниями у родителей.
Супругам важно помнить, что на их плечах лежит ответственность за здоровье будущего поколения. Ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание и должное внимание к своему здоровью, позволят избежать сложных болезней у детей.